Федеральная собственность на землю что это, основания для возникновения и изъятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная собственность на землю что это, основания для возникновения и изъятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов — вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Виды государственной собственности

Категория государственного имущества, которая несет в себе важную культурную и историческую ценность (памятники, архитектурные сооружения), а так же, все многообразие естественных природных ресурсов.

  • Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
  • Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
  • Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
  • Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.

Субъекты и объекты федеральной собственности

Когда дело касается чьего-либо имущества, субъектом в этих отношениях выступает владелец. В случае с федеральной собственностью в качестве субъекта выступает государство в целом. Официальным подтверждением того, что имущество на самом деле принадлежит федерации, является государственный реестр.

Объекты государственной собственности, ни при каких обстоятельствах, не могут быть имуществом в частных руках. К таким объектам можно отнести бюджет страны, налоги и сборы, транспортные системы государства, организации связи, федеральные финансовые организации, и т.д. Некоторые объекты федеральной собственности могут быть переданы в руки муниципалитетов и регионов. Контроль за частью объектов осуществляется бюджетными организациями, остальная часть являет собой казну государства.

Читайте также:  Срок исковой давности по уплате налогов юридических лиц

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Возникновение федеральной собственности

Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:

  • Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
  • Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.

Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.

Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:

  • Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
  • Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
  • После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.

В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:

  • Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
  • Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.

Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.
Читайте также:  Срок давности штрафов ГИБДД в 2023 году

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства

Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).

В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня)[3] и Ленинград (3 декабря)[4][5] — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения

. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск[6], Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев[7] и Горький[8], в 1945 году — Сталинград[9] и Ростов-на-Дону[10], в 1947 году — Омск[11], в 1948 году — Сочи[12] и Севастополь[13], в 1951 году — Красноярск[14]. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР, а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году[15]. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[~ 2] подписали Федеративный договор. В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус
городов федерального значения
[16]. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Другой комментарий к статье 17 ЗК РФ

Комментируемая статья выделяет три основания возникновения федеральной собственности на земельные участки.

В качестве первого основания выступает специальное указание в федеральном законе на принадлежность земель РФ, что обусловлено, как правило, правовым режимом земельного участка, то есть соотношением его целевого назначения и вида разрешенного использования.

Ряд таких указаний имеется в самом ЗК РФ. Например, согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. В соответствии с п. 6 ст. 95 ЗК РФ федеральной собственностью также являются земли государственных заповедников и национальных парков. Кроме того, федеральной собственностью охватываются изъятые из гражданского оборота земельные участки, полный перечень которых закреплен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ.

Читайте также:  Доплата к пенсии за муниципальный стаж как начисляется

Принадлежность земель РФ определяется также на основании других федеральных законов, в том числе кодифицированных. Так, в силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. Пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» собственностью РФ называет земельные участки, в границах которых расположен пруд, обводненный карьер, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или данные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» объектами федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположено имущество организаций, входящих в систему государственного резерва. Федеральный закон от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет собственность РФ на земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, то есть объектов, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц (п. 1 ст. 10). Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» к исключительно федеральной собственности относятся земельные участки, отведенные под государственную наблюдательную сеть.

———————————
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.
СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.
СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2283.
СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.

Следующим основанием возникновения федеральной собственности на земельные участки является разграничение государственной собственности на землю, осуществляемое, как указывалось ранее, в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами . Критерии такого разграничения установлены ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ. Условно названные критерии можно обозначить следующим образом:

———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 16 ЗК РФ.

1) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности расположенных на нем зданий, строений, сооружений, или объектный критерий, в соответствии с которым земельные участки, занятые указанными объектами, находящимися в собственности РФ, относятся к федеральной собственности;

2) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности занимающей его организации (организации, имеющей долю участия государства), или субъектный критерий, на основании которого в федеральной собственности находятся земельные участки:

— предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

— предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

3) критерий специального законодательного закрепления собственности РФ на земельные участки и земли. Названный критерий перекликается с первым из рассмотренных оснований возникновения федеральной собственности на земельные участки.

Наконец, право собственности РФ на земельные участки может быть приобретено по основаниям, которые предусмотрены в гражданском законодательстве. В данном случае речь идет о юридических фактах, перечисленных в ст. 8 ГК РФ. К таковым, в частности, относятся договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебные решения о признании права на землю; приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, и др.

В силу п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, будучи субъектом гражданских правоотношений, участвует в указанных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. При этом РФ выступает в гражданском обороте как юридическое лицо, если иное не вытекает из закона или особенностей ее публично-правового статуса (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Особенность публично-правового статуса РФ, в частности, проявляется в том, что она может приобретать в собственность земельные участки как по тем же основаниям, что и другие участники этих отношений, например, посредством заключения сделок купли-продажи, дарения либо наследования земельных участков по завещанию или по закону (выморочное имущество), так и по специфическим основаниям, недоступным для граждан и юридических лиц.

Примером специфического основания возникновения федеральной собственности на земельные участки может служить изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа, предусмотренное ст. 279 ГК РФ. Если земельный участок изымается в нуждах РФ, например, для размещения автомобильной дороги федерального значения, то и выкуп осуществляется РФ .

———————————
См. подробнее: комментарий к ст. ст. 49 и 55 ЗК РФ.

Кроме того, государству доступен такой способ приобретения земельных участков в федеральную собственность, как национализация, которая согласно положениям ст. 235 ГК РФ осуществляется с возмещением собственнику земельного участка его стоимости и других убытков.

Виды государственной собственности

Категория государственного имущества, которая несет в себе важную культурную и историческую ценность (памятники, архитектурные сооружения), а так же, все многообразие естественных природных ресурсов.

  • Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
  • Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
  • Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
  • Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *