Понятие должностного лица в уголовном праве: кто к ним относится

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие должностного лица в уголовном праве: кто к ним относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.

За какие должностные преступления привлекают к уголовной ответственности?

К основным видам должностных преступлений относят злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

Под злоупотреблением должностными полномочиями понимают использование гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению материального, физического и морального вреда для граждан, компаний и государства.

Превышение должностных полномочий представляет собой действия гражданина, которые явно выходят за рамки его должностного регламента и относятся к полномочиям другого служащего.

Если вас обвиняют в превышении должностных полномочий или в их злоупотреблении, то следует своевременно обратиться к квалифицированному адвокату. Не всегда следственные органы могут доказать состав преступления, о чем нашим специалистам хорошо известно. Мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое, а также подскажем, как освободиться от наказания, если для этого имеются основания.

Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Федеральный законодатель отождествляет понятия руководитель высшего исполнительного органа государственной власти РФ и высшее должностное лицо субъекта РФ. И тот и другой относятся к исполнительной ветви государственной власти.

Некоторое время назад дискутировался вопрос о месте высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей. Если на федеральном уровне президентская власть является особой разновидностью государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям, то в субъекте Федерации говорить об относительно самостоятельной «президентской» или «губернаторской» власти представляется неоправданным.

Под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Процедура наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента России появилась в российском конституционном законодательстве сравнительно недавно. Она обусловлена необходимостью обеспечения единства системы исполнительной власти в России в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, особым местом Президента России в системе органов государственной власти РФ и явилась закономерным следствием укрепления вертикали исполнительной власти в стране.

Права должностного лица

Должностное лицо обладает определенным перечнем прав, которые позволяют ему выполнять свои обязанности. Основные права должностного лица:

  • Право на законность – должностное лицо вправе требовать от всех служащих соблюдения законодательства при выполнении служебных обязанностей.
  • Право на охрану здоровья – государство гарантирует защиту должностного лица от негативных последствий, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
  • Право на личную неприкосновенность – никто не может ограничить личную свободу в рамках законодательства, ни оказывать на должностное лицо давление или угрозы в связи с его служебной деятельностью.

Помимо этих прав, должностное лицо дополнительно может претендовать на дополнительные льготы и компенсации, но только в рамках законодательства и на основе официальных документов.

Административное право, как закон для должностного лица

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

Нарушение прав должностными лицами

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).
Читайте также:  Привлечение судьи к ответственности уголовной

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

Право должностного лица

На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.

По отношению к сфере деятельности организаций, которые являются не государственными, исключая муниципальные, в действующем законодательстве установлен статус должностных лиц, которые на постоянной, временной или специальной основе выполняют управленческие функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Состав управленческих функций данных лиц являются таким же, как и состав полномочий, которые предусматриваются для должностных лиц государственного или муниципального органа.

Замечание 1

Данные лица наделяются организационными и распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Должностные лица должны являться дееспособными гражданами, то есть иметь возможность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и обеспечивать их исполнение. У таких граждан есть право на вступление в обязательственно-правовые отношения, обладание имущественными и личными неимущественными правами. Возраст дееспособного гражданина не является принципиально связанным с совершеннолетием. Гражданина, который еще не достиг 18 лет могут признать дееспособным на основании 2 пункта 21 статьи Гражданского кодекса РФ и он также наделяется статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой из негосударственных форм собственности. То, что несовершенному гражданину присуждается указанный статус в публичных отношениях является ограниченным действием.

Пример 1

К примеру, право поступления на госслужбу есть у граждан, которые достигли совершеннолетия, владеют государственным языком и имеют профессиональное образование.

Властные полномочия государственных служащих заключаются в том, что происходит реализация организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на основании этого у служащих имеется такой же статус, как и у должностных лиц. Когда от имени и по поручению соответствующих министерств осуществляются вверенные публичные полномочия, должностное лицо должно оказывать содействие тому, как возникают, изменяются, приостанавливаются или прекращаются административные отношения.

Определение должностного лица, которое установлено в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, основывается на синтезе двух дефиниций, которые установлены в статьях 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: лица, которое выполняет функции управления в коммерческих или иных организациях, а также должностного лица.

Замечание 2

Исходя из этого, в отличие от Уголовного кодекса, в Кодексе об административных правонарушениях представляется понятие, которое обобщает значение должностного лица. Тем самым предпринимается попытка устранения логического несоответствия статуса должностных лиц в частном и публичном праве.

Административная ответственность для должностных лиц

Должностные лица могут нести административную ответственность исключительно на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (1 абзац 24 статьи Кодекса об административных правонарушениях). Должностным лицом сохраняется юрисдикционный статус по отношению к собственной проф. деятельности, в случае совершения должностными лицами нарушений общественного порядка (например, мелкое хулиганство или незаконное распитие алкогольных напитков, необходимо соответственно обращаться к статьям 20.1 и 20.20 Кодекса об административных правонарушениях) не может быть принят во внимание должностной статус нарушителей и последних должны привлекать к понесению ответственности на общем основании с другими физическими лицами.

Административная ответственность в случае проступков должностного лица предусматривается в отдельных федеральных законах, например в статьях 289-306 БК, которые определяются виды правонарушений в бюджетном законодательстве, понятия «должностного лица» нет, но правонарушители в данном случае – это лица, которые наделены государственно-властными полномочиями, занимающие руководящие должности в хозяйственной сфере и муниципальных органах а также другие лица, которые осуществляются функции должностного лица так, как это предусматривается на основании определения должностных лиц, содержащегося в примере 1 к статье 285 Уголовного кодекса.

Замечание 3

В зависимости от того, какие цели и предназначение деятельности присутствует, можно выделить частноправовые и публичные должностные лица.

Определение 3

Публичным должностным лицом является должностное лицо государственного, муниципального или специального публичного органа (например, Банк России, Счетная палата, Следственный комитет Российской Федерации), должностное лицо публичной некоммерческой организации – государственной корпорации, государственной компании, бюджетного, автономного и казенного учреждения, саморегулируемой организации, а также должностное лицо публичной коммерческой организации – открытого акционерного общества с государственным участием, государственного и муниципального унитарного предприятия.

Должностное лицо частного права осуществляют свою деятельность в коммерческих организациях, основная цель которых – извлечь прибыль, или в некоммерческих организациях, которые предназначены для того, чтобы осуществлять непубличную деятельность.

Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их. [2]

Крепицкий И. «Должностное лицо в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.

Думается, что дело здесь — в самой специфике реализации государственной власти, в специфике управления общества соответствующими органами.[3] Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред.

Читайте также:  Порядок проведения досмотра автотранспорта

Г. И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.

Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: 2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо — это деятельность в качестве члена органа управления организацией (совета директоров, правления и т. п.). Доверенное лицо, через которое виновный участвует в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несет ответственность за пособничество в незаконном участии в предпринимательской деятельности. Лица, хотя и имеющие отношение к имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не являются должностными. Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам)*. Думается, необходимо внести изменения также в примечание к ст. 318 УК РФ, поскольку в нем нарушен логический запрет давать определение через подобное: в примечании к ст.

Понятие должностного лица в уголовном праве

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

ции в государственных органах,органах местного самоуправле-ния, государственных и муниципальных учреждениях, государст-венных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других вой-сках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющиеадминистративно-хозяйственные функции в тех же органах,Отечественное право не содержит единого понятия должно-стного лица. Уголовно -правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст.

285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: (я думаю понятие которое ты назвала будет достаточно я там разберусь) просто можешь сказать ) а) лица, осуществляющие функции представителя власти;3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Выборное должностное лицо должно иметь хорошее чувство предвидения, возможность контролировать ситуацию, понимать справедливость и поощрять безопасность. В должностном лице должны быть все положительные характеристики полицейского, адвоката, судьи, бухгалтера, репортера, спортсмена и дипломата. Они также выступают теми, кто может быть наделен полномочиями и нести ответственность, не обладая властью. Все это возможно благодаря ряду шагов:

  • быть всегда компетентным по принимаемым вопросам и важным решениям;
  • быть готовым к неожиданностям и форс-мажорным обстоятельствам;
  • помнить о данных обещаниях;
  • уметь учитывать риски и юридические издержки;
  • быть культурным вне зависимости от ситуации.

Изучая, наблюдая и применяя все эти шаги, руководитель как должностное лицо всегда будет пользоваться уважением и иметь большой потенциал к карьерному росту.

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Кто является должностным лицом в организации?

Разместил: Московские Юристы Другое 03.12.2019

Читайте также:  Установление инвалидности в 2023 году впервые

Вопрос: Кто является должностным лицом в организации?

Ответ: В законодательстве отсутствует единое определение должностного лица организации.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.

  1. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 220.
  2. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 221.
  3. 12
    Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 225.
  4. 12
    Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 123.
  5. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 124.
  6. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб, 2005. С. 95.
  7. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 165.
  8. 12
    Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 226.
  9. Дурманов Н. Д. Понятие преступления. М.- Л., 1948. С. 54.
  10. Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступления. М.: Госюриздат, 1960. С. 78.
  11. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 227.
  12. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. М., 2004. С. 114.
  13. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 228.
  14. Назаренко Г. В. Уголовное право. Общая часть. М., 2005. С. 73—74.
  15. 12
    Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 169.

Представители власти: классификация

Как отмечено выше, понятие должностного лица в уголовном праве предусматривает наличие такой составляющей, как представитель власти. То есть к нему относятся люди, наделенные компетенцией по осуществлению функций органов судебной, представительной властей и законодательной. Сюда же относятся сотрудники любых правоохранительных органов или органов, осуществляющих контроль и надзор. Основной особенностью является право принимать решения, исполнение которых обязательно не только для тех, кто находится в подчинении должностного лица, но и для всех граждан, независимо от того, работают они в той или иной структуре или нет.

Представитель власти является первым из двух видов должностных лиц в уголовном праве. Вторым является лицо, у которого есть специальное полномочие или разного рода функции, описанные далее.

Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *