Государственная собственность Российской Федерации находится

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная собственность Российской Федерации находится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Понятие государственной собственности — это право государства на контроль, управление и распоряжение объектами имущества, находящимися на его территории. Государственная собственность охватывает все виды имущества, которые находятся в собственности государства: землю, недвижимость, транспортные средства, предприятия и другое.

Что такое государственная собственность?

Государственная собственность — это форма собственности, которая принадлежит государству. Это понятие используется для обозначения имущества, которое принадлежит государству, а не частным лицам или организациям.

Формы государственной собственности могут быть различными. В России существует государственная собственность на природные ресурсы, на предприятия, на землю, на объекты культурного наследия и т.д.

Регулирование государственной собственности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной собственности». В соответствии с этим законом устанавливаются права и обязанности собственника (государства) по управлению имуществом, защите прав и интересов государства и т.д.

Перспективы развития государственной собственности в России

Государственная собственность является важным инструментом государственного управления экономикой страны. Сегодня в России существует несколько форм государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную.

Однако, существуют и иные формы собственности, которые могут быть включены в систему государственной собственности. Например, совместная государственно-частная собственность может стать эффективным решением для решения проблем в некоторых секторах экономики.

В то же время, регулирование государственной собственности является важной задачей для государства. В России существуют законы и нормативные акты, такие как «Об основах государственной собственности», которые определяют порядок создания, использования и прекращения государственной собственности.

В целом, перспективы развития государственной собственности в России связаны с дальнейшим улучшением законодательства и совершенствованием методов государственного управления экономикой. Важно также продолжать исследования и разработки новых форм государственной собственности, которые могут быть эффективными в тех или иных секторах экономики.

Функции государственной собственности

Государственная собственность выполняет ряд важных функций для развития экономики, социальной сферы и общества в целом.

  • Обеспечение экономической стабильности и равенства. Государственная собственность налагает обязательство на государство защищать экономические интересы нации и сохранять равенство возможностей. Это особенно актуально в сфере промышленности и запасов природных ресурсов, где контроль над государственными предприятиями позволяет регулировать цены на товары и услуги.
  • Обеспечение национальной безопасности. Государственная собственность может играть ключевую роль в обеспечении национальной безопасности, особенно в стратегически важных отраслях, таких как производство оружия, энергетика и транспорт.
  • Развитие социальной сферы и защита населения. Государственная собственность может использоваться для финансирования социальных программ, таких как образование, здравоохранение и жилищное строительство. Кроме того, государственные компании могут служить гарантом рабочих мест и прав определенных категорий граждан.
  • Обеспечение устойчивого развития экономики. Государственная собственность может использоваться для создания новых отраслей и технологий, а также для поддержки малых и средних предприятий и стимулирования инвестиций. Кроме того, государственное регулирование может ограничивать монопольное поведение частных компаний и способствовать конкуренции и инновациям.

Итак, государственная собственность является важным инструментом в руках государства для обеспечения экономической и социальной стабильности, защиты интересов нации и стимулирования развития экономики в целом.

Комментарии к ст. 17 ЗК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основной принцип отнесения земель к федеральной собственности. Согласно ст.

3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (см. комментарий к данной статье).

Существует порядка 20 федеральных законов, которые устанавливают исключительную федеральную собственность на земельные участки. Отнесение земельных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона, как правило, вызвано правовым режимом земельного участка, т.е. соотношением его целевого назначения и вида разрешенного использования.

В соответствии со ст. 87 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ.

Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г.

«О статусе столицы Российской Федерации», Федеральные законы от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве», от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», от 27 мая 1996 г.

«О государственной охране», от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 февраля 2003 г.

«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», ЛК РФ и др.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ст.

154) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения:

а) осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

б) стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;

в) деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения, для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» в федеральной собственности находятся: а) земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ; б) земельные участки, которые расположены на территории г.

Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям.

Читайте также:  Иск о включении имущества в наследственную массу кто ответчик

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г.

«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ст. 4 названного Федерального закона).

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2).

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» в п. 3 ст.

4 определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

Здания, строения, сооружения, оборудование и другое имущество, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; водные объекты, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям; имущество, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета и иных средств, а также земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» являются федеральной собственностью.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»).

В федеральной собственности находятся согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск и другие природные ресурсы, предоставленные указанным организациям, и используются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Как уже отмечалось, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами (см. комментарий к п. 2 ст. 16 Кодекса).

Государственная собственность — это… Что такое Государственная собственность?

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь
  • Государственная собственность — (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ — собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Экономический словарь
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов
  • государственная собственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия

Государственная собственность

Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность – собственность общества (народа) в целом.

Рассматривая общественную собственность, надо иметь в виду, что, во-первых, поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, соответственно, и общественная собственность многоуровневая.

И, во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает, прежде всего, в форме государственной. При этом равенство всех членов общества как собственников обусловлено степенью развития демократических начал в стране.

Является ли государственная собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом, так как практически управление и распоряжение объектами государственной собственности осуществляются представителями государственной власти.

Формы общественной собственности зависят от государственного устройства общества, она может выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования.

В России, соответственно, существуют федеральная собственность и собственность субъектов Федерации (региональная).

Наряду с государственной в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).

Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса.

Практически государственная собственность представлена преимущественно в таких сферах и отраслях экономики, как:

− производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и.т.п.);

− непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);

− новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу;

– атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. Основной эффект инфраструктуры – снижение затрат и потерь в других отраслях и сферах общественной жизни, повышение продуктивности всех звеньев экономики.

В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, низкой рентабельностью отраслей, поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности.

Так, например, на отрасли инфраструктуры приходится 62% занятых в госсекторе Европейского союза.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Читайте также:  Как отражать дивиденды в 6 НДФЛ в 2023 году

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности (действующая редакция)

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Правовая основа собственности – наличие юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из них распоряжений объектов собственности и использовании их по своему усмотрению. Регулируется нормами закона (ГК РФ).

Вопрос №10 Водные ресурсы как объект государственной собственности.

В соответствии со ст.31 Кодекса понятие владения не применимо во всей

полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в

состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право

собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как

природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на

поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву

собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и

частную собственность, но только на обособленные водные объекты.

Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по

площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с

другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также

обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной

собственности, являются государственной собственностью.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на

Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации ( ст.ст.36,37

Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности)

находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены

на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более

субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской

Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности,

федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных

государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской

Федерации;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями

федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-

оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством

Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти

соответствующих субъектов Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет

Правительство Российской Федерации. Часть полномочий по управлению

федеральной собственностью на водные объекты Правительство Российской

Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Водным

Кодексом может передать соответствующим федеральным органам исполнительной

власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные

объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах

территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к

федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской

Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной

власти.

Управление собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть

полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты органы

исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с

Конституцией Российской Федерации и Водным Кодексом могут передать

соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Вопрос №11 Леса как объект государственной собственности.

В соответствии с Лесным Кодексом РФ (ст.6) объектами лесных отношений

являются лесной фонд Российской Федерации (далее — лесной фонд), участки

лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их

участки, права пользования ими, древесно — кустарниковая растительность.

Устанавливая исключительную важность лесов и дабы не повлечь

нерациональное использование законодатель изъял лесной фонд из гражданского

оборота и определил единственного собственника лесного фонда. Статья 19

Кодекса устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны

леса находятся в федеральной собственности. Допускается передача части

лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

Право частной собственности распространяется только на древесно —

кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,

находящемся в частной собственности.

Вопрос №12 Недра как объект государственной собственности

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Под ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК).

Таким образом, приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законами о приватизации.

Приватизация требует принятия специального законодательства и может осуществляться как возмездно, так и безвозмездно, в зависимости от преследуемых целей и порядка, установленных специальным законодательством.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям: а) приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; б) приватизация жилья; в) приватизация земельных участков.

По каждому из этих направлений государство преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели: формирование «слоя» частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры; стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации; создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций (п. 1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1).

Читайте также:  Расписка из росреестра или опись из МФЦ

Приватизация при этом в основном была возмездной, и лишь в некоторых случаях на первоначальном этапе допускалось безвозмездное отчуждение государственной собственности (посредством наделения всех граждан приватизационными ваучерами, дающими право на приобретение акций приватизируемых предприятий, посредством бесплатного распределения части акций среди работников предприятия и т.п.).

Управление федеральной собственностью

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.

1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  • Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  • Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  • Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  • Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:

  • Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
  • Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  • Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  • Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  • Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:

  • Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  • Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  • Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  • Учет арендных договоров федеральной собственности.
  • Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
  • Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  • Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в .

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами

К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:

  • Государственная казна страны.
  • Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
  • Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
  • Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
  • Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
  • Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
  • Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
  • Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.

Возникновение федеральной собственности

Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:

  • Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
  • Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.

Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *