Акт инвентаризации источников выбросов. Приказ о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт инвентаризации источников выбросов. Приказ о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Организация может самостоятельно разрабатывать экологическую документацию (в том числе и отчет по инвентаризации выбросов), но только при наличии инженера-эколога в штате, а это редкость для множества объектов. Тогда гораздо эффективнее и выгоднее обратиться в специализированную экологическую организацию, которая имеет все соответствующие квалификации и лицензии, а также штат специалистов по работе с выбросами, сбросами, отходами, почвами.

Особенности проведения инвентаризации выбросов

Есть несколько важных особенностей, на которые обязательно стоит обратить внимание как производствам, так и экологам:

  1. Важно изначально правильно определять выбросы — расчетным или инструментальным методом, от того или иного источника.

    Если источник организованный и имеет пыле-газоочистную установку (ПГУ), то выбросы определяются только инструментальным способом. Все организованные источники определяются преимущественно инструментальными методами, а ПГУ — только инструментальными замерами.

  2. В связи с недавними изменениями порядка проведения инвентаризации в законодательстве у многих возник вопрос: «Нужно ли проводить ее заново?»

    Да, если на объекте имеются передвижные источники, все виды транспорта нужно учитывать как передвижные источники и, соответственно, переделывать инвентаризацию выбросов (согласно Приказу № 871).

  3. Все результаты, приведенные в отчете по инвентаризации, должны быть подтверждены утвержденными исходными данными предприятия:
    • сертификатами качества,
    • результатами испытаний,
    • паспортами оборудования,
    • инструментальными замерами,
    • согласованной проектной документацией технологии производства.

Различия между Приказом №871 и Приказом №352

1 марта 2022 года был утвержден новый порядок инвентаризации выбросов приказом №871, в котором учет передвижных источников выбросов является главным отличием от прежнего порядка, который был утвержден приказом № 352 от 7 июля 2018 г.

Стоит отметить, что многие экологи и раньше учитывали передвижные источники, включая в отчет стоянки автотранспорта, погрузо-разгрузочные посты и ремонтные гаражи, и рассчитывали выбросы от них как от стационарных источников.

Кому нет необходимости корректировать ИИВ?

Согласно пункту 5 статьи 1 Приказа № 871, в случае если выбросы от перечисленных типов источников были учтены как стационарные, корректировка отчета не требуется.

Также отчет можно не корректировать если на объекте используются только легковые машины в количестве не более двадцати в день и грузовые – не более трех в день, и при этом не осуществляется промышленное производство.

Кому необходимо корректировать ИИВ?

Таким образом, все объекты, имеющие в собственности передвижные источники выбросов и не попадающие под оговоренные выше условия, в течение одного года должны откорректировать разработанные ранее отчеты по приказу №352.

Отчет об инвентаризации источников выбросов

После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:

  • общие сведения о предприятии;
  • описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
  • описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
  • характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
  • перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
  • сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
  • карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.

Источники загрязняющих воздух веществ

При проведении инвентаризации выбросов на предприятии должны быть подвергнуты пересчету все источники. Рассмотрим их в таблице.

Источники Описание
Линейные Когда выбросы поступают по установленной линии, которая имеет большую протяженность.
Точечные Когда выбросы поступают в воздух из одной точки — отверстия.
Площадные Когда загрязняющие вещества поступают в атмосферу с какой то определенной площадки.
Организованные Когда вещества выбрасываются в атмосферу через специальные устройства.
Неорганизованные Когда выбросы не имеют направленных потоков.
Перемещаемые Когда вещества выбрасываются передвижными объектами.

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Плановая и внеплановая инвентаризация: отличия

Основное отличие в дате. Для спланированного мероприятия число и месяц известны с начала года, ее исполнение – обязательное требование к деятельности компании, независимо от обстоятельств. Постепенно работники подготавливают все к проведению, подсчитывают некоторые группы товаров, перекладывают все и систематизируют, чтобы потом просто считать. С одной стороны, это дополнительный порядок. А с другой – прекрасная возможность создать только видимость наличия сотен экземпляров. Если человек воровал, то ему ничто не помешает замаскировать итоги своей деятельности, чтобы продолжать действовать в том же ключе.

Незапланированный пересчет отличается срочностью и неожиданным началом. Внеплановые инвентаризации проводят, если требуется поймать сотрудника на обмане, найти скрытое хранение излишков продукции, обнаружить пересорт. Ее дату не разглашают заранее, периодичность тоже не установлена – в любой момент, когда руководство решит, что это необходимо.

Она не отражается в учетной политике предприятия, не вписывается в контрольно-ревизионные работы до начала процесса.

В отдельных случаях ее инициируют, если внешние ревизоры или специалисты аудиторской компании выявляют существенные несоответствия в количестве и разновидностях ОС, ГП или финансов. То же делается при определении нарушения законов, незаконное списание средств.

До начала все материально ответственные работники, отделы которых будут участвовать в пересчете, готовят расписки. В них должно быть прописано, что на день проведения ВИ все отчеты составлены и готовы к проверке. Затем создают приказ, в котором определяют:

  • состав комиссии;
  • временные рамки;
  • место действия.

Как мы уже говорили, документ регистрируется в специальной книге для контроля. Он становится основанием, в соответствии с которым проводятся все действия.

Читайте также:  Ставки налогов с заработной платы в 2023 году

Заявить о необходимости могут не только начальники компании, но и:

  • сотрудники следственных органов;
  • суды – в соответствии с постановлением;
  • главный офис – если это дочерняя организация или филиал.

4.1. Бухгалтерская служба организации формирует инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам, подлежащим инвентаризации, в количестве не менее двух экземпляров.

4.2. Сличительная ведомость содержит данные по: инвентарному номеру; наименованию основных средств; единице измерения; количеству имущества — по данным бухгалтерского учета; первоначальной стоимости; накопленной амортизации; а также графы «Фактическое наличие» и «Рабочее состояние актива».

4.3. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

4.4. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

4.5. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, переданные в пользование и доверительное управление, а также полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

4.6. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;

На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.

Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

На юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Зачем проводить Инвентаризацию?

Выполнение ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники выбросов проводят Инвентаризацию выбросов в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти (Министерство природных ресурсов);

Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа (статьи 8.21. и 8.5. КоАП). Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;

Проект ПДВ разрабатывается на основании Инвентаризации источников;

Инвентаризация входит в стандартный перечень документов при проверках контролирующих органов.

Оформление результатов

На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.

Обработка результатов включает:

  • -формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
  • систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
  • определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
  • -подготовку новых карт-схем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.

Законодательная база инвентаризации отходов производства

Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.

Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).

Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.

Читайте также:  Как оформить опекунство над родителями пенсионерами один из них инвалид 3 группы

Составление акта инвентаризации отходов на 2019 год

В акте должны быть указаны следующие сведения:

  • место размещения и хранения утильсырья;
  • источник формирования отходов производственных процессов;
  • наименование объектов, их кодировка;
  • ряд описывающих характеристик: вид, состав, физические и химические свойства;
  • присвоенная категория опасности;
  • нормативы образования;
  • допустимые способы повторного использования.

Могут быть отражены и другие важные данные по решению ответственных лиц.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Инструкция по проведению инвентаризации отходов
  • Образец акта инвентаризации отходов

Состав отчёта по Инвентаризации

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчётного определения выбросов ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта (в масштабе) с источниками загрязнения атмосферы;

7. Характеристики источников загрязнения атмосферы, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая: Источники выделения загрязняющих веществ, Источники выбросов загрязняющих веществ, Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации, Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчётными (балансовыми) методами;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчётов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ;

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов.

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Акт о результатах инвентаризации (образец заполнения)

Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015.

Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.

Скачать бланк акта о результатах инвентаризации


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *