В каких машинах должен стоять тахограф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких машинах должен стоять тахограф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Кто должен установить

Тахографами называют электронные устройства, которыми оснащают коммерческие автомобили для отслеживания режимов труда/ отдыха водителей и сбора информации о дорожных событиях.

Современные контрольные приборы позволяют фиксировать:

  • скорость транспортного средства на всех промежутках пути;
  • пройденное расстояние;
  • положение на маршруте и отклонение от него;
  • затраты топлива;
  • техническое состояние ТС.

В таблице приведены нормативные акты, которые регулируют деятельность, связанную с тахографами.

Наименование документа

Регламентация

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.

Устанавливает необходимость обязательной фиксации информации о маршрутах движения коммерческого транспорта, рабочих сменах и перерывах водителей

Постановление Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 г.

Содержит порядок монтажа тахографа и подключения прибора к автомобильным датчикам для считывания информации

Приказ Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г.

Утверждает необходимость защиты собираемых данных криптографическими методами.

Введено понятие «СКЗИ» – средство криптографической защиты информации.

Приказ Министерства транспорта РФ № 440 от 28.10.2020 г.

Документ содержит:

  • требования к тахографам (Прил. 1) и передвижению только с водительскими картами;
  • перечень автомобилей, подлежащих и не подлежащих оснащению бортовыми самописцами (Прил. 2);
  • правила эксплуатации (Прил. 3) и обслуживания (Прил. 4) контрольных приборов.

Приказ Министерства транспорта РФ № 438 от 26.10.2020 г.

Устанавливает правила и сроки оборудования автомобилей тахографами

Какова Актуальность Данного Материала?

Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.

Читайте также:  Как сделать справку о месте проживания

Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф?

Обязательное оснащение автомобилей тахографами, законодательно закрепленное в последние несколько лет в РФ, призвано улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах. Такие приборы фиксируют время, проведенное водителем за рулем, во избежание излишней усталости при работе без отдыха. До внедрения цифровых самописцев переработки (превышение рекомендованного непрерывного времени вождения) были распространены повсеместно, и в результате переутомления водители чаще попадали в ДТП.

Чтобы снизить аварийность, и получить эффективный инструмент для контроля рабочего режима, были приняты постановления об обязательном оснащении тахографами автомобилей из категорий:

  • N2 и N3 — грузовиков, в том числе перевозящих опасные грузы.
  • М2 и М3 — автобусов и микроавтобусов, оборудованных для перевозки пассажиров (в салоне должно быть 8 и более посадочных мест, исключая место водителя).

От чего зависит стоимость тахографа на грузовой автомобиль?

Сократить расходы на оснащение машины самописцем за счет самостоятельного монтажа не получится. Поэтому владельцам ТС или руководителям транспортных компаний стоит заранее рассчитать нужные расходы.

Стоимость установки тахографа на грузовик включает:

  • Цену самого устройства. Она зависит от модели прибора и его функционала, а также от типа самописца (цены на тахографы ЕСТР и СКЗИ отличаются).
  • Цену комплектующих — короба или кронштейнов, установочного комплекта, внешних антенн, крепежа и т.д.
  • Стоимость услуг по активации криптографического модуля (для приборов с СКЗИ).
  • Стоимость услуг по установке, настройке и калибровке прибора.

Последний пункт определяется компанией, которая будет производить монтаж, на основе оценки трудоемкости процедуры.

Установив тахограф на автомобиль в сертифицированной мастерской, соблюдая правила его использования и придерживаясь норм рабочего времени, вы будете застрахованы от претензий со стороны контрольных органов. При этом соблюдение рабочего режима позволит избежать переутомления и снизит риск попадания в аварию.

Кому не нужен тахограф?

Не надо устанавливать тахографы на:

  1. Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
  2. Троллейбусы всех видов.
  3. Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
  4. Военные ТС.
  5. Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
  6. Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
  7. Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.

Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:

  • автокраны;
  • автоэвакуаторы;
  • автобетононасосы / бетоносмесители;
  • автомобили коммунальщиков и дорожников;
  • перевозчики денежной выручки;
  • ТС, оборудованные подъемными платформами;
  • автолавки;
  • передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
  • молоковозы, скотовозы, птицевозы;
  • сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
  • учебные автомобили;
  • ТС, проходящие испытания;
  • передвижные телестудии.

Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Оснащению тахографами подлежат:

Категория N1, N2 Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов,
автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
Транспортные средства категорий N2 эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
Категория M2, М3 Транспортные средства эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; Транспортные средства осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
* за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров

Кто должен ставить тахограф в 2023 году

Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.

  • Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
  • Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
  • Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
  • Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.

С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:

  • транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
  • транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2020 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2020 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2020 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2023 года

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Тахографы могут быть двух видов: СКЗИ и ЕСТР. Первый имеет в своём составе блок хранения информации СКЗИ. Этот блок защищён от взлома и уничтожения данных. Приказ 273 Минтранс не запрещает эксплуатацию приборов по ЕСТР. Такое оборудование позволяет хранить информацию внутри, а не в отдельном блоке. Обслуживание прибора по ЕСТР гораздо дешевле, чем СКЗИ. Кроме этого, нужно принять во внимание качество отечественной и европейской электроники. Последнее позволяет предположить, что модели ЕСТР качественнее. Другим положительным моментом прибора ЕСТР является более точное определение скорости автомобиля. Нарушение ПДД карается штрафом. Таким образом, добросовестного водителя может постигнуть кара, предназначенная для правонарушителя. Это вероятно в случае моделей СКЗИ с неподключенным датчиком скорости, определять которую будет ГЛОНАСС.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году инвалидам 3 группы в Москве

Комментарии и последние новости, касающиеся Приказа 273 Минтранс полезны для владельцев грузовых и пассажирских машин. Поэтому нужно их периодически узнавать.

Интересны комментарии Росавтотранса. Согласно им, транспортные средства, оснащённые заводом-изготовителем и специальными мастерскими до определённого периода, должны установить тахографы СКЗИ до 1 января 2018 года. Такие новости не порадуют владельцев машин, ведь блок СКЗИ является носителем государственной тайны, согласно законам. Выезд за пределы страны с ним может иметь плачевные последствия.

Последние новости в сфере транспортного законодательства часто неприятны, но должны обеспечить пополнение бюджета, которое, возможно, приведёт к повышению качества дорог. Так или иначе, пессимистичный взгляд на те или иные новости не приносит пользы.

Закон о тахографах с 1 января 2020 года — на грузовые автомобили, установка, штрафы, новый, цифровых

  • В Российской Федерации проблеме безопасности дорожного движения уделяется много внимания, и с недавних пор для определенных видов транспорта стала обязательной установка тахографа.
  • В связи с этим были разработаны некоторые законопроекты касательно этих устройств, именно они стали главной причиной недовольства водителей.
  • Поэтому следует разобраться, какие обязанности налагает на владельцев автомобилей закон о тахографах с 1 января 2020 года в России, и какие типы устройств следует установить на транспортные средства.
  • Для водителей дальнобойного транспорта, будь-то автобусы или грузовые автомобили, крайне важно соблюдать правила безопасности.
  • К сожалению, наиболее частыми нарушения являются те, которые связаны с режимом отдыха людей, управляющих таким транспортом, а из-за напряжения и несоблюдения режима отдыха происходит масса аварий.

Чтобы исправить эту ситуацию, были введены тахографы, выполняющие роль учетного устройства, отмечающего все нарушения.

Рейтинг лучших тахографов

Для использования в Российской Федерации допущено около десятка моделей тахографов, которые производятся предприятиями, лицензированными ФБУ Росавтотранс. Стоимость таких приборов — от 30 до 40 тысяч рублей (без установки), и все они включают базовый функционал.

Оснащение автомобиля любым прибором из утвержденного ФБУ Росавтотранс перечня дает возможность соблюсти все требования законодательства. Но при этом расширенный функционал некоторых моделей дает возможность использовать технику более эффективно — а не только отчитываться сотрудникам ДПС ГИБДД об отсутствии нарушений.

Среди моделей, которые заслуживают внимания, выделим:

  • VDO DTCO 1381 и VDO DTCO 3283. Первая модель соответствует формату ЕСТР, вторая — оснащена разъёмом для установки модуля СКЗИ. Оба устройства достаточно надежны, удобны в использовании. На жидкокристаллические дисплеи информация выводится в виде достаточно крупных контрастных символов.
  • Меркурий ТА-001 — есть модификации как с GPRS-модемом, так и без него. За счет GSM-разъемов можно подключать дополнительное оборудование. Уровень надежности и защищенности от повреждений достаточно высокий.
  • КАСБИ DT-20М — еще одно надежное и функциональное устройство. Встроена система голосовой связи, есть разъем для подключения «тревожной кнопки».
  • Штрих-ТахоRUS — производится как в пластиковом, так и в металлическом корпусе. Модели отличаются только степенью защиты от механических повреждений, обе модификации позволяют подключать дополнительное оборудование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *