Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Что такое взаимозависимость

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Взаимозависимые лица: общие положения

В налоговом законодательстве применяется понятие взаимозависимости, а не аффилированности – и на это есть веские основания, о чем скажем в следующем разделе.

В пункте 1 статьи 20 и пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ перечислены признаки лиц, которые признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Однако пункт 2 статьи 20 уточняет, что суд может установить взаимозависимость по «иным обстоятельствам», если решит, что отношения между «подозреваемыми» могут повлиять на условия и результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Итак, взаимозависимость имеет место в следующих случаях (ст. 105.1 НК РФ):

  • Если доля участия одной организации в другой составляет более 25%. Эти же признаки актуальны, когда речь заходит о влиянии физического лица на компанию или несколько компаний.
  • В случае, когда физическое лицо и его родственники (детально родственные связи перечислены в последнем пункте) могут назначать и избирать руководителя компании или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) этой организации.
  • Когда более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) приходится на одни и те же лица, в том числе на их родственников, перечисленных в последнем пункте данного перечня.
  • Компания и ее руководитель, а также руководитель и подчиненный являются взаимозависимыми лицами.
  • Если в нескольких организациях руководителем является один и тот же человек.
  • Группа организаций и физических лиц, в которой доля прямого влияния каждого предыдущего участника на последующего составляет более 50%.
  • Взаимозависимость существует между физическим лицом и его родственниками – супругом, родителями (усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекуном (попечителем) и подопечным.

Статья 20 НК РФ рассматривает взаимозависимость в контексте влияния физических лиц и организаций на условия и результаты деятельности «представляемых ими лиц», а, следовательно, на исчисление налогов.

Взаимозависимость признают в следующих случаях:

  • доля непосредственного участия одной компании в другой составляет более 20%. Косвенная сопричастность через посредников вычисляется путем произведения долей прямого участия компаний из этой цепочки друг в друге;
  • речь заходит о руководителе и подчиненном;
  • или о людях, состоящих в родственных связях (супруги, родственники, усыновитель и усыновленные, попечитель и опекаемый).

Взаимозависимость не будет признана в следующих случаях:

  • сделку совершила компания, лидирующая на рынке в своей отрасли;
  • в деятельности юрлиц принимает участие государство.

Инспекторы тщательно следят за наличием взаимозависимости в самых разных сферах деятельности. Например, в ценообразовании. Согласно статье 40 НК РФ, инспекторы могут сами определить рыночную цену для последующего исчисления налогов, если докажут, что предложенная компанией стоимость отклоняется от средних показателей более, чем на 20% – не важно, в большую или меньшую сторону.

О сделках, подлежащих контролю, идет речь в статьях 40, 45, главах 14.2–14.5 НК РФ.

Кроме того, на предмет взаимозависимости налоговики контролируют следующие вопросы:

  • величину имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ);
  • исчисление НДФЛ с доходов от матвыгоды (ст. 212, 217 НК РФ);
  • размер процентов по долговым обязательствам, учитываемых в расходах при расчете налога на прибыль (ст. 269 НК РФ);
  • восстановление амортизационной премии при досрочной (до истечения 5 лет с ввода в эксплуатацию) продаже основного средства (п. 9 ст. 258, п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • использование налоговой льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет после 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ);
  • налогообложение иностранных юрлиц, осуществляющих деятельность на территории РФ (ст. 306, 308, 309.1 НК РФ).

Аффилированность включает широкий круг субъектов, входящих в понятие «группа лиц». Согласно статье 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, отношения внутри группы лиц могут носить имущественный, договорный, организационно-управленческий, семейно-правовой и даже смешанный характер.

Признаки такого взаимодействия:

  • на долю участия юридического или физлица приходится более, чем 50% в уставном капитале компании;
  • руководитель компании представлен одновременно как физическое лицо, так и юридическое (например, управляющий ИП);
  • наличие в организации физических и юридических лиц, которые могут давать обязательные для исполнения указания, в том числе по назначению руководителя или состава коллегиального исполнительного органа;
  • руководящий состав двух компаний больше, чем наполовину состоят из одних и тех же лиц;
  • физические лица, состоящие в родстве, в том числе на правах усыновления;
  • к уже состоящим в группе физическим и юрлицам присоединились другие физические и юридические лица.

Не все взаимозависимые лица подлежат усиленному контролю для целей налогообложения. Есть ограничения по суммам сделок и режимам налогообложения. Но если организация попала в перечень взаимозависимых лиц, необходимо сдавать отчётность по контролируемым сделкам по итогам года.

Налоговые последствия признания лиц взаимозависимыми

При признании лиц взаимозависимыми непосредственные налоговые и организационные последствия возникают только в том случае, если налогоплательщик совершает с взаимозависимым лицом сделку, признаваемую контролируемой.

К контролируемым сделкам относятся сделки с взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а также сделки, формально не являющиеся контролируемыми, но приравненные к ним.

Установление факта совершения контролируемых сделок имеет для налогоплательщика следующие прямые организационные и налоговые последствия:

  • необходимость направления налогоплательщиком уведомления о совершении контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ);

  • необходимость подготовки и предоставления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), то есть обязанность налогоплательщика обосновать цены по контролируемым сделкам (ст. 105.15 НК РФ);

  • осуществление в отношении налогоплательщика специального налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ);

  • корректировка налоговых обязательств налогоплательщика – при установлении отклонения цены контролируемой сделки от уровня рыночных цен в сторону повышения или понижения при условии, что такое отклонение повлекло за собой занижение суммы налога (завышение суммы убытка) (ст. 105.3 НК РФ).

Читайте также:  Замена счетчиков электроэнергии в 2023 году в Москве

Для наступления указанных последствий достаточно признания факта взаимозависимости с контрагентом по сделке и отнесения данной сделки к числу контролируемых.

Следует особо отметить, что налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами является отдельной формой налогового контроля, осуществляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС РФ). Данная форма налогового контроля не осуществляется территориальными налоговыми органами при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Вместе с тем, вопреки иногда высказываемому мнению, данное правило не означает, что территориальные налоговые органы в принципе не вправе осуществлять контроль сделок между взаимозависимыми лицами, не отнесенных к числу контролируемых.

В этом случае территориальный налоговый орган, исследуя неконтролируемую сделку между взаимозависимыми лицами, вправе установить факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и в связи с этим потребовать от налогоплательщика скорректировать свои налоговые обязательства. При этом для возникновения каких-либо налоговых последствий в отношении налогоплательщика недостаточно установления территориальным налоговым органом одного лишь факта взаимозависимости.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении сделок налогоплательщика, совершенных с взаимозависимыми лицами, но не признаваемых контролируемыми, территориальному налоговому органу необходимо доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике территориальные налоговые органы доказывают наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, следующим образом:

  • получение данных из ЕГРЮЛ и (или) базы «СПАРК», свидетельствующих о наличии взаимозависимости, а также о создании юридических лиц незадолго до совершения хозяйственных операций;

  • использование иных государственных информационных ресурсов, в том числе баз паспортов РФ, ЕГРН, ЕГРИП, баз данных МВД РФ в отношении транспортных средств, информационных ресурсов Таможни РФ, ФМС РФ, ЦБ РФ, ПФР РФ, ФСС РФ;

  • использование иных негосударственных информационных ресурсов: ИАС FIRA.PRO, поисковой системы по предприятиям России «Коммерсант КАРТОТЕКА» и пр.;

  • направление запросов контрагентам налогоплательщика с целью установления факта нарушения контрагентами налогоплательщика налогового законодательства РФ;

  • вызов в качестве свидетелей физических лиц, занимающих руководящие должности у контрагентов налогоплательщика, а также иных сотрудников контрагентов налогоплательщика с целью установления факта номинального управления контрагентом налогоплательщика, а также недостаточности числа сотрудников для совершения контрагентом налогоплательщика своих обязательств перед ним;

  • вызов в качестве свидетелей собственников, генеральных директоров, а также других сотрудников организаций, осуществляющих перевозку товаров по сделке налогоплательщика, с целью опровержения фактического перемещения товара между участниками сделки;

  • проведение осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов налогоплательщика;

  • анализ операций контрагентов по выпискам из расчетного счета, бухгалтерской и налоговой отчетности, с целью установления факта отсутствия хозяйственных операций, типичных для деятельности контрагента (например, отсутствуют арендные платежи, социальные взносы на заработную плату, расходы на канцелярские товары и т.п.);

  • вызов в качестве свидетелей сотрудников налогоплательщика в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что работы (услуги) действительно оказывались сотрудниками контрагента налогоплательщика, а не собственными сотрудниками;

  • направление запросов в иностранные компетентные органы с целью получения информации о лицах, являющихся контрагентами налогоплательщика, для установления конечных бенефициаров;

  • направление запросов иностранным юридическим лицам с целью установления фактических отношений между участниками заявленных сделок (например, между производителем товара и налогоплательщиком, реализующим данный товар на территории Российской Федерации, при наличии посредников);

  • направление запросов производителю товара в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что данный товар производился в определенном количестве;

  • установление факта использования разными организациями одних и тех же технических средств связи (телефон, факс, модем с одним IP-адресом);

  • привлечение специалистов и экспертов к мероприятиям налогового контроля (особенно если налогоплательщик осуществляет выполнение работ, при этом часть работ передана взаимозависимому лицу по договору субподряда);

  • проведение инвентаризации имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки;

  • привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимой налоговым органом проверке;

  • использование механизмов определения рыночного уровня цен, установленных главой 14.3 НК РФ, с целью определения значительного отклонения цен сделки от уровня рыночных цен.

Следует отметить, что приведенный выше подход к анализу неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в целом схож с подходом к анализу любых сомнительных сделок налогоплательщика, позволяющих сделать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт взаимозависимости, а также факт отклонения цены сделки от уровня рыночных цен сами по себе не будут являться основанием для доначисления налогов, но станут значимым фактором повышенного внимания налоговых органов к сделке и ее результатам.

Контролируемые сделки — что это?

Контролируемые сделки — это новое понятие, которым обозначаются сделки между взаимозависимыми лицами. Однако не все. Во-первых, контролируемой может быть признана сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация. Во-вторых, она признается таковой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств. Обстоятельство N 1: сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. — 3 млрд руб., за 2013 г. — 2 млрд руб.) (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). Обстоятельство N 2: одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ в особых случаях (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.). Обстоятельство N 3: хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, работающим на ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности). При этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. Обстоятельство N 4: если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% (п. 5.1 ст. 284 НК РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.). Наконец, обстоятельство N 5, которое будет применяться с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ): если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.). По требованию налогового органа суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, указанным в ст. 105.14 НК РФ.

Читайте также:  Срок действия техосмотра автомашины в Екатеринбурге в 2023 году

Взаимозависимость — понятие, значимое для НК РФ

В налоговом законодательстве, несмотря на присутствие в НК РФ термина «аффилированные лица» (п. 2 ст. 269), более широко применяется понятие взаимозависимости. Расшифровку его сути и перечень ситуаций, в которых лица оказываются взаимозависимыми, содержат ст. 20 и 105.1 НК РФ.

Взаимозависимость возникает, когда лица (юридические или физические) имеют возможность самостоятельно или через своих зависимых лиц влиять на:

  • условия заключаемых сделок;
  • результаты заключенных сделок или итоги осуществляемой деятельности.

Влияние может осуществляться через:

  • участие в уставном капитале;
  • заключенное между лицами соглашение;
  • иные возможности.

Взаимозависимыми следует считать:

  • юрлицо и юрлиц и физлиц с долей участия в его уставном капитале, превышающей 25%;
  • 2 юрлица, имеющих в каждом из них больше чем 25%-ную долю участия одного и того же лица;
  • юрлицо и юрлиц или физлиц, имеющих возможность назначать его единоличный исполнительный орган или не меньше 50% состава коллегиального органа (в т. ч. через своих взаимозависимых лиц);
  • 2 юрлица, у которых коллегиальный орган управления больше чем на 50% состоит из одних и тех же людей.
  • юрлицо и его единоличный исполнительный орган, а также 2 юрлица, имеющих один и тот же единоличный исполнительный орган;
  • юрлицо и юрлиц или физлиц, которые по цепочке (в каждой последующей организации) имеют долю участия, превышающую 50%;
  • физлиц с отношениями, основанными на подчиненности;
  • физлиц, имеющих супруга (супругу) или близких родственников (в т. ч. на правах усыновления), а также состоящих во взаимоотношениях опекунства.

В отношении физлица размер доли его участия в юрлице оценивается по совокупности участия не только его самого, но и физлиц, являющихся для него взаимозависимыми (супруги, близкие родственники, а также те, с которыми отношения возникли на условиях усыновления или опекунства).

К взаимозависимым налоговое законодательство относит юридических и физических лиц, которые могут влиять на деятельность друг друга. Основанием для такого влияния может быть владение существенной долей в УК, общее руководство, родственные отношения и т.п.

Крупные сделки между взаимозависимыми лицами подлежат особому контролю, и бизнесмены обязаны сдавать по ним специальную отчетность. Речь идет о сделках с доходом свыше 1 млрд руб. в год, а при определенных условиях – свыше 60 млн руб. в год. Но налоговики имеют право проверить любой договор между взаимозависимыми лицами, если решат, что цены в нем отклоняются от рыночных.

Если бизнесмен после начала налоговой проверки передал деньги или имущество взаимозависимым лицам, то налоговики имеют право взыскать с них выявленную при проверке недоимку в пределах стоимости переданных ценностей.

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Налоговая обязанность: юридическая природа, основания возникновения, приостановления и прекращения

Налоговая обязанность в широком смысле включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.

Налоговая обязанность в узком смысле представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Налоговая обязанность прекращается в следующих случаях.

1) Уплата налога (сбора) налогоплательщиком.

2) Смерть налогоплательщика или признание его умершим. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.

3) Ликвидация организации-налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Читайте также:  Можно ли с погашенной судимостью работать в полиции

4) Возникновение иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности. К числу таких обстоятельств можно отнести:

А) принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. ст. 46—48 НК);

Б)уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);

В) уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);

Г) уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);

Д) списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);

Е) уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

НК РФ предусматривает возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.

Прежде всего отметим, что в налоговом законодательстве довольно много внимания уделено признакам взаимозависимых лиц, отношениям между ними, а также налоговым последствиям их сделок. Причина в том, что связанным между собой компаниям, ИП и обычным физическим лицам значительно проще путем различных манипуляций незаконно снижать своё налоговое бремя либо вообще уходить от налогов.

Легальное понятие взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве содержится в пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ. И так, взаимозависимые лица для целей налогообложения – это физические лица и/или компании, отношения между которыми могут оказывать влияние на:

  • условия их деятельности;
  • экономические результаты их деятельности;
  • экономические итоги деятельности лиц, которых они представляют.

Если говорить более конкретно, то взаимозависимыми лицами признаются при наличии одного из следующих условий (п. 1 ст. 20 НК РФ):

  1. Фирма напрямую/или косвенно участвует в другой компании, и общая доля такого участия составляет от 20%. Что касается доли косвенного участия через последовательность иных организаций, то её вычисляют как произведения долей прямого участия одних фирм в других.
  2. Человек подчинен другому человеку в силу должностной иерархии.
  3. Брачные/родственные отношения (по крови и по свойству), усыновление, опека на основании семейного законодательства РФ.

Отметим, что перечисленные взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях имеют такой статус априори. То есть по факту соответствия одному из трёх этих критериев.

В то же время на основании п. 2 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются и судом. Причём он не ограничен указанными тремя критериями, а может выбрать своё основание, не оговоренное в Налоговом кодексе. На практике это происходит в том случае, когда отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг.

Учтите, что займы между взаимозависимыми юридическими лицами могут быть как контролируемыми сделками, так и нет. В обоих случаях надо просто уведомить о них налоговиков в рамках Уведомления (см. выше).

Так, нет рисков, когда имеет место беспроцентный займ между взаимозависимыми юридическими лицами – именно российскими компаниями. В силу изменений налогового законодательства с 01 января 2021 года такие сделки не подлежат контролю (новый подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, а также письма Минфина от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846).

Согласно письму ФНС от 13 апреля 2021 года № ЕД-4-13/6968 беспроцентный займ между взаимозависимыми лицами не подлежит налоговому контролю, если место их регистрации либо жительства всех сторон и выгодоприобретателей – Россия. Дата заключения договора (доп. соглашения к нему) не имеет значения.

В иных ситуациях – когда ставка по контролируемому займу очень мала или 0% – налоговики могут потребовать отнести в доходы неполученные проценты согласно рыночной ставке (например, письмо Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778). И наоборот: когда ставка выше максимума, заемщику могут урезать затраты на суммы сверх ставки процента по рынку (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *